Сопоставительный анализ конкурирующих вариантов принципиальной технологической схемы системы охлаждения сжиженного метана для заправки ракеты-носителя недогретым метаном повышенной плотности
DOI: 10.17586/1606‑4313‑2020‑19‑3-10-20
УДК 66.045.7
Коробков А.А., Кулик М.В., Редькин В.В., Сергеев С.С., Смородин А.И.
Ключевые слова: азотная система охлаждения, компоненты ракетного топлива, математическое моделирование, метан, ракетно-космическая техника, теплообменный аппарат, турбодетандер.
УДК 66.045.7
Сопоставительный анализ конкурирующих вариантов принципиальной технологической схемы системы охлаждения сжиженного метана для заправки ракеты-носителя недогретым метаном повышенной плотности
Ссылка для цитирования: Коробков А. А., Кулик М. В., Редькин В. В., Сергеев С. С., Смородин А. И. Сопоставительный анализ конкурирующих
вариантов принципиальной технологической схемы системы охлаждения сжиженного метана для заправки ракеты-носителя недогретым метаном повышенной плотности // Вестник Международной академии холода. 2020. № 3. С. 10–20.
Аннотация
На базе известных способов, установок и систем для охлаждения компонентов топлива ракеты-носителя: кислородаи сжиженного метана, разработана принципиальная схема азотной системы, построенной на базе турбодетандерных ожижителей азота, для охлаждения сжиженного метана при заправке ракеты-носителя среднего класса. Сприменением специального программного обеспечения для моделирования химико-технологических процессов (AspenHysys(v. 8.4)) проведено математическое моделирование схем конкурирующих вариантов и их элементов.В качестве конкурирующих вариантов выбраны: – схема ожижителя азота средней производительности с азотным винтовым компрессором и азотным турбодетандером низкого давления с масляным тормозом (схема А); – схема ожижителя азота средней производительности с азотным турбодетандером низкого давления с дожимающим компрессорным агрегатом(схема Б). Проведено сравнениеконкурирующих вариантов принципиальной технологической схемы азотной системы охлаждения сжиженного метана по показателю – коэффициенту ожижения азота (c). Результаты работы могут быть использованы при проектировании азотных систем охлаждения сжиженного метана для заправки ракет-носителей среднего класса недогретым метаном повышенной плотности.
Аннотация
На базе известных способов, установок и систем для охлаждения компонентов топлива ракеты-носителя: кислородаи сжиженного метана, разработана принципиальная схема азотной системы, построенной на базе турбодетандерных ожижителей азота, для охлаждения сжиженного метана при заправке ракеты-носителя среднего класса. Сприменением специального программного обеспечения для моделирования химико-технологических процессов (AspenHysys(v. 8.4)) проведено математическое моделирование схем конкурирующих вариантов и их элементов.В качестве конкурирующих вариантов выбраны: – схема ожижителя азота средней производительности с азотным винтовым компрессором и азотным турбодетандером низкого давления с масляным тормозом (схема А); – схема ожижителя азота средней производительности с азотным турбодетандером низкого давления с дожимающим компрессорным агрегатом(схема Б). Проведено сравнениеконкурирующих вариантов принципиальной технологической схемы азотной системы охлаждения сжиженного метана по показателю – коэффициенту ожижения азота (c). Результаты работы могут быть использованы при проектировании азотных систем охлаждения сжиженного метана для заправки ракет-носителей среднего класса недогретым метаном повышенной плотности.
Ключевые слова: азотная система охлаждения, компоненты ракетного топлива, математическое моделирование, метан, ракетно-космическая техника, теплообменный аппарат, турбодетандер.